Рустем Зарипов - публицист, автор стихов, рассказов, популярных песен (слова и музыка)

воскресенье, 21 октября 2012 г.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТО , ЧТО…

         ( из архива  "неопубликованные".)
            
                Ну  нет  на  татарских телепередачах ТНВ божьей искры на мой взгляд. Мне кажется отсутствует в них азарт,  яркие чувста, оригинальные мысли, они как бы изначально вялые , тягучие. Была передача  «Утырып уйлар уйладым» . Все вроде бы на месте : и ум, и совесть, и образованность, но беда в том ,что не каждый депутат и поэт  пригоден на роль телеведущего. Не было у Разиля Исмагиловича той обворожительной наглости, какое необходимо людям данной профессии.(У Мухамета Магдеева один герой поет добавляя букву “Һ” к   гласному, перед каждым словом. Вместо  “утырып” он поет “Һутурып”. И мне всегда почему то хотелось  исправить название этой передачи на лад героя Магдеева.). В замен ее нынче идет телепередача “Кара каршы” (тэт а тэт), автором и ведущим которой стал  драматург и также депутат Т.А.Миннуллин. Пост сдан, пост принят, как говорится. Если бы в его передаче пересекались мнения разных оппонентов ( к примеру с участием главного редактора “ЗП” и руководителя Татмедиа )   и ведущий участвовал  только в качестве арбитра,  было бы здорово. Но в предложенных передачах нет и в помине драматургии ,состязательности, она мало чем отличается от  “Утырып...”. Была детская передача с мультфильмами. Выходил маленький мальчик и вел себя по взрослому, как настоящий журналист ТНВ. Вероятно он сын или внук теленачальства. Мальчик –татарин, говорил по русски. Родителям и близким  наверное это  казалась уморительным. А я почему то вспоминал “Плаху” Чингиза Айтматова , потуги мальчика вызывали во мне грусть. У нас на  роль маленького телеведущего наверное можно было подобрать и более уместных “кадров”,скажем из числа детей  добившихся успехов в масштабах  республики, страны или даже мира...

   Эх,почему бы  не обзавестись такими шоу-передачами как  «Национальный интерес», или хотя бы «Здравствуйте татары и полутатары». Также я мечтал и об этом даже писал в одно время, о необходимости  телепередачи под названием «Красные цветы». Помните, была такая повесть у классика татарской литературы Галимжана Ибрагимова, и там  друзья детства, повзрослев, становятся по разные стороны баррикад. Я предлагал на первую передачу встречу Нурихана Фаттаха  и Фикрата Табеева , ведь они в студенческие годы жили в одной комнате общежития. И еще я мечтал,  чтобы у нас была телепередача «Алдарханә»  на подобие телеигры «Блеф –Клуб» ,что показывает Санкт- Петербург. Суть  токова: крупье , а потом игроки друг-другу рассказывают  случаи с присказкой «верите ли вы в то, что», и нужно не ошибиться. Игра есть игра , самые неправдоподобные истории выходят правдой, и наоборот. Если бы скажем я участвовал в таком шоу и мне бы задали вопрос о том, что верю ли я в то , что в  столовые татарских сельских школ в качестве мяса отпускается только свинина, я бы твердо ответил «не верю!».Почему ? Потому что не хочется верить в такое . А вот на вопрос, будет ли у нас Татарский Университет,  я бы  сказал  «верю!»  Хотя могу объяснить свой оптимизм только в стиле великолепного актера-юмориста Карцева : «Тогда шо же, тода уже ваабще..»
            Наш народ и не имея Татарского  Университета никогда не был отлучен от высшего образования на родном языке. До революции медресе запускали таких звезд на татарский небосклон, как  Ш.Марджани , К.Насыри , Курсави , Дэрдмэнд , Тукай , Акчура , Максуди, Бигиевы, С.Рамиев , Ш.Бабич , Ф.Амирхан , Г.Камал , Ш.Камал , Сайдаш , Латыйф Хамиди , Султан Габаши, Г.Ибрагимов, А.Еники, Б.Урманче и много других,   в лучах которых мы греемся и поныне. После революции медресе не стало, но наш ушлый народ обзавелся народными университетами. Скажем театр Камала был для нас и своебразным вузом, пока не стал там доминировать всего один автор. Таковым был ансамбль песни и танца под руководством Лимы Кустабаевой, филармония  во главе  (в духовном плане) Ильгамом Шакировым. Так же исполнял эти функции союз писателей, организуя встречи с населением , вел как бы высшие курсы гуманитарного характера. Но главным Дәрелфөнүнем , главным Татарским университетом , которое всех этих источников света в темном царстве обьединяло , воспроизводило и доносило до каждого соплеменника, обеспечивало  непрерывность  «обучения» было конечно же Татарское Радио. Оно учило нас правильной речи, понимать настоящую поэзию, прозу, подлинную песню. Оно нам давало уроки истории, этимологии. Оно нам давало уроки любви ко всем народам, без умаления собственного. До сих пор я как бы слышу голоса наших «преподавателей»  Гәүһәр ханым Камаловой, Айрата Арсланова, Рима Каримова  и много других дорогих к сердцу каждого татарина людей…  Каюсь , это я накаркал подобную беду, извините  пожалуйста.1997 году ,10 сентября в газете «Алтын Урда» в статье «Наше знамя с пояском» я недоумевал, как это до сих пор  терпят такое прекрасное Радио, которое  за родной  народ?
         Даже татарский театр оперы и балета им.Мусы Джалиля когда то также служил в роли татарского высшего учебного заведения…В то время был выписан из Узбекистана знаменитый Нияз Даутов в качестве главного режиссера …А нынче  в репертуаре этого театра из татарского кажется есть  только балет «Шурале».  Но и он, как мне показалось, не совсем тукаевский и не татарский, а участвующие  сельчане  в балете напомнили мне не татар тукаевской поры , а украинцев Гоголя, которые возвращаются с вечеринки после обильного употребления горилки и сала.. Одним словом, в последние годы  один за другим народные  татарские университеты, на мой взгляд закрываются или хиреют  и трудно себе представить ,что вопреки здравому смыслу вдруг  появится  Татарский Университет. За что татарам такая милость? За то что  Гази Загитов, без спроса первым  водрузил  на  рейхстаг Знамя Победы ?  Но, с другой стороны , “тада шо же, тада уже вааще...”

         В одном из интервью ( я прочитал ее перепечатку в мусульманском календаре за 2005год) на вопрос  (дословность не гарантирую, смысл таков) , какое качество человека Вас отторгает больше всего, Шаймиев М.Ш. ответил: болтливость. А ведь болтливость становится профессией. Нет , я не  о депутатах. Нынче модно стало приглашать к юбилеям , свадьбам артистов и болтунов обозначив последних  уважительным наименованием «тамада». И после таких праздников , на другой день, хотя ты и непьющий, голова трещит  долго-долго, от парализующего дух,  пустословия . Эти «тамада» говорят  как  олигрофены : сначала про одно скажем минут десять или сорок, потом резко про другое, вставляя в промежутки выступления артистов-банкетчиков и «звезд» по совместительству  и так весь вечер занимают гостей тем ,что за  душой. Нет я ни хочу проводить параллели  с репертуаром таких мероприятий,  с радио и телеканалами, которые якобы действуют  аналогично, поскольку не желаю прослыть плагиатом; похожие мысли уже прозвучали в некоторых русскоязычных газетах.. Но должен также признаться , что слушая каждый раз, скажем радио ТНВ , я не могу вспомнить о чем там велась речь . .Помню, какие то современные песенки в три ноты , потом  «пулеметная» речь ведущего(щей), его (ее) привлечение к беседе не о чем, через телефон каких то домохозяек-старушек, мне кажется одних и тех же, хотя  допускаю что могу в этом и ошибиться… Я вынужден это радио слушать в рабочие дни в общественном транспорте по пути на работу и обратно и оно меня угнетает. Не все плохо на телевидении. К примеру есть передача «Давайте споем» (Жырлыйк эле ) , где приглашенные рабочие, служащие поют настоящие, доперестроечные песни, слова и музыку которых сочинили профессиональные поэты и профессиональные композиторы ,прошедшие экспертизу ВААП(Всесоюзное агентство авторских прав, что в Москве) и художественный совет. А также народные песни. Один раз в неделю. Оказывается таких песен в эфир пускать нежелательно . Ее то и хотели снять с эфира и если бы ведущий Назип Бадретдинов не выступил по этому поводу через печать, мы бы лишились последней возможности слушать настоящие татарские песни  в эфире, даже в самодеятельном исполнении… . Очень может быть , на ряду попсы в течении дня иногда проскальзывают и настоящие песни , не спорю,  но  для этого слушатель должен «кушать» все подряд…что чревата порчей вкуса. В качестве саморекламы , время от времени звучит песня «Яна гасыр « («Новый век»),  а может она считается гимном телерадиокомпании, не берусь судить. Хотелось бы узнать авторов и мнение об этом произведении какого либо профессионального композитора , так как мне лично мотив ее припева  напомнила  шлягер прошлого столетия…  
         Однажды в  газетах писали о том что, в Башкирию,  в период выборов там президента, наших эстрадных звезд не пустили( плодотворным творчеством которых  неустанно знакомит ТНВ.).  Виновным подразумевался Муртаза Губайдуллович. Я не поклонник данного политика, но может быть этих «звезд» , в основном бывших земляков Муртаза агай не пустили, не из-за политики, а  из за того что в соседней республике требования к искусству  чуть-чуть другое? Представляя себя в роли крупье несуществующей телеигры «АЛДАРХАНӘ» , хочу задать читателям на последок  вопрос : верите ли вы что такое могло быть?     
       

Комментариев нет:

Отправить комментарий