Рустем Зарипов - публицист, автор стихов, рассказов, популярных песен (слова и музыка)

воскресенье, 5 июня 2011 г.

Не утюгом, так бульдозером


Театр Камала
Статья «Две реальности» Нияза Игъламова в «ЗП» №47 подводит к мысли, о том что в обязанности театроведа вменены   защита чести и достоинство театра, его актрис от «агрессивной и несправедливой» критики с помощью  технических средств…
Автор изобличает Рифу Рахман в хамстве , в то же самое время позволяя себе любимому обозвать человека старшего по возрасту, доктора технических наук, кадрового военного в отставке, замечательного писателя Заки ага Зайнуллина «контуженным полковником»… За что? А за то, что тот высказался критически в адрес обслуживаемого театроведом театра.
В 48-м номере «ЗП» помещена маленькая  заметка Рашита Ахметова  о его посещении спектакля  «Одержимый» в тот самый театр, где он  с ходу зацепил очень важную проблему, как использование режиссурой «пушек на пальбу по комарам»  (речь идет о «забивании гениального артиста Рината Тазетдинова  уровня Жана Габена  под деревенского  шута»). Но специалистам-театроведам такие зацепы  за  долгие годы их службы, как бы их не возносили,  и не снились. Никто бы не покушался на  хлеб насущный «специалистов» , если бы они относились к театру как к живому организму. Но для них театр – труп, о нем можно писать, судя по логике автора статьи «о реальностях», либо  хорошо, либо ничего… Это означает, что  если мы , зрители, любим театр, считаем его живым и заботимся о его будущем , должны высказывать свои мысли о нем, открыто и честно в демократической печати,  не уповая на «профессионалов» при театрах….
Согласен ли я с критикой Рифы Рахман? Не во всем. Манера говорить с татарской сцены с деланным, неестественным голосом пришла не с Алсу Гайнуллиной, как  она предполагает, а раньше. Это привет от гениального режиссера Рифката Бикчентаева. Это его молоденькая жена-актриса  защебетала так, с высоты  сцены , что наверное умиляла маститого мэтра… На мой взгляд , говорить можно и деланным голосом, такое и в жизни встречается и даже к лицу красавицам, конечно же  до поры , до времени…  Беспокоит другое. В одно время репертуар театра имени Камала почти весь,  во всяком случаи больше половины отошел в распоряжение одного автора. Если даже предположить гениальность данного драматурга , такая монополия меня как зрителя не устраивает по многим причинам . Мне показалась, что актеры театра постоянно вживаясь в роли одного и того же автора и в  длительный период, если и сумеют выплыть из мира оного автора время от времени, остаточной деформации не избежать… Вот почему  спектакли и разных авторов театра становятся похожими, чего заметила и Рифа Рахман.
То есть появление новых авторов в репертуаре театра, не взирая на качество спектаклей, меня обнадеживает. У поэта Олжаса Сулейменова   есть такие строки:
… «Сапожник всем шил сапоги на свой размер,
       Этим хотел  делать людей равными. Изувер»
Одним словом, я за выбор… Любая монополия, режиссера, автора, жены главного режиссера на главные женские роли,  а также за правду о театре, меня, как зрителя не устраивает… Особенно когда такая правда насаждается с помощью утюга и бульдозера…

1 комментарий:

  1. Несмотря на то, что материал написан 6 лет назад, актуальность она не потеряла. Я, как современный зритель,который любит театр,не могу не согласиться с тем, что театр иногда становится "театром одного автора", артисты создают похожие образы. Иногда устаешь от всего этого. В театре должны ставиться пьесы разных авторов,как молодых, так и классиков. Интересно, смотреть эксперименты разных режиссеров,увидеть разные взгляды на одни и те же проблемы, увидеть разных актеров в разных амплуа.
    Я, как и автор, за разнообразие, за выбор.

    ОтветитьУдалить